16 мая 2025 года в любимом театре «Астана Опера» состоялось долгожданное открытие ежегодного Международного фестиваля «Опералия». Торжественный вечер ознаменовался яркой премьерой – на сцене были представлены три шедевра хореографического искусства Ролана Пети: одноактные балеты «Арлезианка», «Юноша и Смерть» и «Кармен».
Особый зрительский отклик получил балет «Юноша и Смерть». Это философская притча, воплощенная в движение на величественную и трагическую пассакалию И.С.Баха. 18 минут сценического действия мы наблюдали драматическую встречу юности и конечности бытия. В образе юноши выступил гениальный артист балета, Заслуженный деятель Казахстана Бахтияр Адамжан, который блистательно продемонстрировал выдающееся техническое мастерство классического танца с психологической глубиной и экспрессией современной хореографии. Контрастные позы, стремительные переходы от медленных адажио к взрывным движениям явились ярким выражением внутренней трансформации сознания от надежды к отчаянию и фатальному решению с трагическим финалом . Роль Юноши в исполнении Бахтияра Адамжана представляет собой эталон мужского драматического танца, в котором ему удалось достичь абсолютного совершенства и отразить многогранный портрет человеческой души, стоящей перед мучительным и устрашающим выбором небытия, безмолвия, перехода в вечность. Танец Б. Адамжана надо принимать как личное художественное высказывание артиста о самой сути человеческого существования. Удивительным образом проявилась магия фамилии Бахтияра (Адамжан- душа человека ), она также наполнила глубокими и великими смыслами этот балет. Момент истины наступил, когда Бахтияр Адамжан, как обычный человек и зритель спустился в партер. Но публика узнала своего кумира и очарованная гениальным спектаклем, встала в едином порыве, приветствуя мастера, дарование которого превращает каждое движение в поэзию. Талант артиста и восхищение зрителей слились в одно, неразделимое , но бесконечно прекрасное целое и создавало ту невидимую нить, которая связывает восторженную и трепетную благодарность аплодирующих зрителей с душой танцора. Спасибо за прожитые чувства! Спасибо за искусство, которое волнует наши сердца!
Одноактный балет Ролана Пети «Кармен» , созданный на аутентичную музыку Ж.Бизе является выдающимся хореографическим произведением, которое знаменует собой возникновение новой эпохи в искусстве балет. Премьерный показ балета «Кармен»был приурочен к открытию в Г.Астана ежегодного международного фестиваля «Опералия». Наш дорогой и любимый театр «Астана опера» сделал бесценный подарок жителям и гостям столицы, включив в свой репертуар этот фантастически прекрасный спектакль. 17 мая на сцене образ Кармен воплотила Айгерим Бектаева , прима балерина театра «Астана опера» Заслуженный деятель Казахстана. Айгерим Бекетаева является признанной и величайшей балериной современности, которой подвластны самые сложные и эмоционально наполненные образы героинь из искусства балет. Кармен Айгерим Бекетаевой это олицетворение свободы, как единственно возможной формы жизни и данной от природы только ей одной способности выбора любви по велению сердца. Танец Айгерим, как исповедь, в котором она была искренна, правдива до самых потаенных глубин души и передала горькую драму жизни, но осталась непокоренной. Каждое движение Айгерим Бекетаевой, насыщенное силой и внутренним огнем, рождало образ Кармен, который был когда-то прописан в новелле П.Мериме, озвучен в бессмертной опере Ж. Бизе и теперь получил воплощение в балете Р.Пети. Все нюансы ее танца, от поворота головы и тела, демонстрировали гордый и независимый характер создаваемого образа: динамичные вращения символизировали вихрь страстей, а высокие и легкие прыжки -свободолюбивый, несгибаемый дух. У Айгерим Бекетаевой своя Кармен, которую она как прочувствовала, так и прожила на сцене театра эту жизнь. Для Кармен бескомпромиссная свобода - высшая ценность и жизненный принцип. Она не жертва обстоятельств, а женщина, сознательно идущая к собственной гибели, предпочитая смерть несвободе.
Мы отдаем дань почтения выдающимся исполнительницам роли Кармен: Зизи Жанмер – первой и эталонной Кармен, превнесшей в образ героини драматическую глубину, Майе Плисецкой и ее огненному и страстному исполнительскому мастерству , Сильви Гиллем, демонстрировавшей феноменальное техническое совершенство. Кармен Айгерим Бекетаевой отличается глубиной эмоциональных переживаний, потаенных чувств и страстей, где под маской дерзкой соблазнительницы скрывается беззащитная и ранимая душа, обреченная на трагический финал. Огромное спасибо Айгерим Бекетаевой за чудо балетного искусства, за ее уникальную, трепетную способность без единого звука, через движения и грацию передавать мысли, сложную гамму эмоций, направленных на благодарного зрителя. Созданные Айгерим Бекетаевой образы остаются в памяти, они продолжают тревожить и заставляют стремиться к красоте, которая делает будничную жизнь праздником и источником вдохновения.