Друзья, любители балета, если вы хотите заглянуть за кулисы и прочувствовать, чем живет артист балета в свой обычный день — премьера спектакля «О чем молчит балет» точно не оставит вас равнодушными.
Государственный академический театр танца Республики Казахстан завершил 57 й сезон насыщенной программой, в которой соединились классика, история и свежий взгляд на жизнь сцены. Это вдохновляющее завершение сезона театра, созданного Булатом Аюхановым — человеком, чье имя стало частью истории казахстанского балета.
Первая часть — традиции и сцена
В первом отделении были исполнены концертные номера из классического репертуара артистов балета на музыку западноевропейских композиторов. Также в программу вошли легендарные постановки Булата Аюханова: «Пахита» на музыку Л. Минуса, «Дама с камелиями» на музыку Дж. Верди, «Лебедь» К. Сен-Санса.
Приятно было видеть, как на одной сцене выступали зрелые мастера и молодые артисты — выпускники Алматинского хореографического училища последних лет. Их техника, пластика и сценическая энергия подтверждают: традиция живет, школа продолжается.
Вторая часть — спектакль «О чем молчит балет»
Во втором отделении зрителям представили премьеру спектакля «О чем молчит балет».
Автор идеи и хореографии — Олег Игнатьев.
Это не сюжетный балет в привычном смысле, но в нем есть внутреннее движение, ритм и узнаваемые сцены. Он рассказывает о жизни труппы: от одного спектакля к другому, от вечернего поклона — к утреннему классу.
Когда зрители возвращаются в зал после антракта — еще звучат голоса, кто-то ищет свое место, а на сцене уже идет разминка. С этого и начинается спектакль. Он опережает ожидания, разворачивается до привычного затемнения зала.
Такой режиссерский прием вовлекает зрителя в реальность закулисья, дает возможность почувствовать, что сцена — это не только спектакль, но и ежедневная, кропотливая работа.
Мы видим, как проходят утренние занятия: экзерсис у станка — на выворотность, силу, четкость движений, затем центр зала — с адажио, вращениями, прыжками.
Репетируют солисты, обсуждают с педагогом музыкальность, подачу, каждый нюанс. День проходит в непрерывном ритме: класс, репетиция, спектакль, снова класс…
Гротескная линия
Среди эпизодов — сквозной образ, построенный на гротеске.
Уборщица со шваброй — персонаж, появляющийся еще в самом начале, когда артисты разминаются на сцене. Затем она мелькает и перед утренним классом. Вроде бы случайная фигура в балетном пространстве, она никак не претендует на сцену — просто делает свою работу.
Но в момент, когда все замирает, артисты покидают сцену, — она остается одна. Снимает халат, под которым — «шопенианка» и пуанты, и под главную тему второго акта «Лебединого озера» начинает вытанцовывать свои условные па. Сцена остроумная, в ней и пародия, и узнавание, и скрытая тяга к сцене.
Да, балет затягивает — даже если ты не принадлежишь к нему профессионально, он касается тебя. Этот номер стал одной из самых ярких точек вечера и сорвал, пожалуй, самые громкие аплодисменты.
Музыкальная ткань спектакля целиком построена на произведениях П. И. Чайковского. Прозвучали фрагменты из Симфонии №2, оперы «Орлеанская дева» (увертюра и танец), «Вальс» из «Спящей красавицы», «Вариации на тему рококо», пьесы из цикла «Времена года» — «Баркарола» и «Октябрь». Музыка Чайковского в спектакле звучала как партитура внутренней жизни артистов — напряженная, лиричная, устремленная и ...
«О чем молчит балет» - спектакль, в котором передано главное - жизнь артиста: непрерывное движение, где нет деления на сцену и закулисье, на праздник и будни, где труд, повторение, вдохновение и внутренняя дисциплина сплетаются в живую театральную ткань.
Поздравляем коллектив театра с завершением 57 го сезона! Благодарим артистов, педагогов, постановочную и техническую команду за спектакль.
Этот вечер станет частью юбилейного года Чайковского — как насыщенный, музыкальный, выстроенный по ритму самого театра день из жизни балета.
С любовью,
Ая Калиева!